Инструкция об организации производства комплексных медико-криминалистических и медико-автотехнических экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР и Министерства здравоохранения СССР

Минздрав СССР: Инструкция от 02.02.1982

 

 

 

Утверждена
заместителем Министра
юстиции СССР
25 января 1982 года,
заместителем Министра
здравоохранения СССР
2 февраля 1982 года

Согласована
с Прокуратурой СССР,
Верховным Судом СССР,
и Министерством
внутренних дел СССР

ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКСНЫХ
МЕДИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ И МЕДИКО-АВТОТЕХНИЧЕСКИХ
ЭКСПЕРТИЗ В СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА
ЮСТИЦИИ СССР И МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

1. Производство комплексных медико-криминалистических и медико-автотехнических экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР и Министерства здравоохранения СССР по уголовным и гражданским делам осуществляется исходя из общих требований уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства Союза ССР и союзных республик и в соответствии с настоящей Инструкцией.

2. Производство указанных экспертиз организуется на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определения суда, постановления (определения) судьи в случаях, когда для ответа на вопросы требуется совместное решение и совместное формулирование общего вывода (выводов) экспертов, являющихся сотрудниками судебно-экспертных учреждений Минздрава СССР и Минюста СССР.

3. В постановлении (определении) о назначении медико-криминалистической и медико-автотехнической экспертиз должно быть указано, каким судебно-экспертным учреждениям поручается их производство и какое из них является ведущим. Вопрос о ведущем учреждении решается лицом или органом, назначившим экспертизу, по согласованию с руководителями соответствующих судебно-экспертных учреждений или их заместителями по научной (экспертной) работе. При отсутствии возможности согласования вопрос решается самостоятельно лицом или органом, назначившим экспертизу, после консультации с соответствующими специалистами. Целесообразно назначать ведущим то учреждение, сотрудники которого выполняют основной объем исследований представленных на экспертизу объектов или выполняют их первыми.

Если в постановлении (определении) о назначении экспертизы ведущее учреждение не указано, им считается то, в которое направлены объекты, подлежащие исследованию, и материалы дела.

Экземпляр постановления (определения) о назначении комплексной экспертизы направляется в каждое из учреждений, которым поручено ее производство.

4. По получении постановления (определения) о назначении комплексной экспертизы руководители учреждений или их заместители по научной (экспертной) работе формируют группу экспертов, выделяя необходимое число специалистов.

Руководство ведущего учреждения возлагает на одного из специалистов функции ведущего эксперта группы.

Ведущий эксперт осуществляет разработку общего плана исследований, координацию деятельности группы экспертов, руководит совещанием экспертов, назначает сроки проведения отдельных исследований в пределах общего срока производства экспертизы, установленного в соответствии с требованиями п. 9 настоящей Инструкции, и контролирует соблюдение этих сроков, а также осуществляет связь с руководителями учреждений и лицом или органом, назначившим экспертизу. Ведущий эксперт не пользуется никакими процессуальными преимуществами при разрешении вопросов по существу.

5. Экспертиза не является комплексной, если в ходе исследований вопросы должны решаться экспертами различных учреждений независимо друг от друга. В случаях если такая экспертиза назначена, каждое учреждение проводит исследования по вопросам, относящимся к компетенции его сотрудников; результаты оформляются отдельными заключениями.

Если некоторые из вопросов, содержащихся в постановлении (определении) о назначении экспертизы, требуют совместного разрешения экспертами учреждений Минюста СССР и Минздрава СССР, а другие относятся к компетенции экспертов лишь одного из них, экспертиза проводится по правилам комплексной.

6. В случаях если необходимость в производстве комплексной экспертизы выявляется при проведении судебно-медицинской, криминалистической и автотехнической экспертиз либо ознакомлении с материалами, поступившими на экспертизу, руководство экспертного учреждения ставит об этом в известность лицо или орган, назначивший экспертизу, который вправе вынести, с соблюдением требований п. 3 настоящей Инструкции, постановление (определение) о назначении комплексной экспертизы.

7. При обнаружении в объектах, представленных на комплексную медико-криминалистическую и медико-автотехническую экспертизы инородных включений, не имеющих отношения к предмету назначенной экспертизы, ведущий эксперт направляет письменное уведомление лицу или органу, назначившему экспертизу, с указанием природы обнаруженных объектов и возможностей их экспертного исследования.

8. Специалисты, не являющиеся сотрудниками учреждений, которым поручено производство комплексной экспертизы, могут привлекаться только по указанию лица или органа, назначившего экспертизу. О такой необходимости их ставит в известность руководитель ведущего учреждения.

9. Сроки производства комплексной медико-криминалистической и медико-автотехнической экспертиз устанавливаются руководителем ведущего учреждения в пределах:

до 20 дней - по материалам с небольшим количеством объектов или не требующим сложных исследований;

до 1 месяца - по материалам с большим количеством объектов либо требующим особо сложных исследований или последовательных исследований одних и тех же объектов экспертами различных специальностей. В таких случаях срок производства экспертизы устанавливается по согласованию с лицом или органом, назначившим экспертизу, после ознакомления экспертов с материалами дела и представления ими соответствующего расчета времени. Срок предварительного ознакомления не должен превышать 5 дней.

10. В случаях, если комплексная экспертиза организуется после начала исследований (п. 6 настоящей Инструкции), а также при обнаружении в ходе ее производства новых объектов, требовавших расширения состава группы экспертов или проведения дополнительных исследований, первоначальный срок экспертизы может быть продлен лицами, указанными в п. 9 настоящей Инструкции. Однако, если при этом срок превысит 1 месяц, его продление осуществляется по правилам, предусмотренным тем же пунктом настоящей Инструкции.

11. Срок производства комплексной экспертизы приостанавливается в случаях заявления ходатайства перед лицом или органом, назначившим экспертизу, о представлении дополнительных материалов или запроса на уничтожение либо существенное повреждение представленного на исследование объекта, если до разрешения ходатайства или запроса проведение исследований невозможно.

Необходимость последовательного исследования в ходе производства комплексной экспертизы одних и тех же объектов различными экспертами основанием для приостановления срока не является.

12. Заключение экспертов, производивших комплексную экспертизу, дается в письменной форме и состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

13. В вводной части указываются:

наименование экспертизы (медико-криминалистическая, медико- автотехническая) и ее номер (проставляется номер экспертизы ведущего учреждения и через дробь - номер другого учреждения); если экспертиза является дополнительной или повторной, на это указывается особо;

сведения об экспертах: фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень и ученое звание, должность, стаж экспертной работы;

дата поступления материалов на экспертизу и дата подписания заключения:

место производства экспертизы;

основание для производства экспертизы (постановление или определение, когда и кем вынесено);

обстоятельства дела, имеющие существенное значение для дачи заключения;

наименование поступивших на экспертизу материалов, способ доставки и вид упаковки исследуемых объектов;

сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение);

вопросы, поставленные на разрешение экспертизы.

Вопросы приводятся в той формулировке, в какой даны в постановлении (определении) о назначении экспертизы. При наличии нескольких вопросов эксперты вправе сгруппировать их, изложить в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок исследования. Если редакция вопроса в постановлении (определении) не соответствует принятым в судебной медицине и криминалистике рекомендациям, но содержание задания экспертам понятно, то после приведения вопроса в первоначальной формулировке эксперты вправе пояснить, как они понимают этот вопрос в соответствии со своими специальными познаниями.

Вопросы, поставленные по инициативе эксперта, излагаются после вопросов, указанных в постановлении (определении) о назначении экспертизы.

Если комплексная экспертиза является дополнительной или повторной, в вводной части заключения указываются сведения об основной (первичной) экспертизе: номер и дата заключения, фамилия и инициалы экспертов, наименование экспертного учреждения, экспертами выводы и мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы.

14. В исследовательской части описывается процесс экспертного исследования и его результаты, указывается состояние объектов экспертного исследования, излагаются методы исследования и условия их применения, даются ссылки на справочно-нормативные материалы (постановления, приказы, инструкции, методические указания и рекомендации), которыми руководствовались эксперты при разрешении поставленных вопросов, а также литературные источники (автор, наименование работы, место и год издания, страницы), использовавшиеся при проведении исследований.

При использовании экспертами данных, содержащихся в материалах дела, в исследовательской части заключения должны быть приведены эти данные со ссылкой на листы дела.
В исследовательской части отдельные виды исследований, проводимых экспертами различных специальностей, могут излагаться в форме разделов заключения. По результатам исследований могут быть сформулированы промежуточные выводы. Промежуточные выводы подписываются теми экспертами, которые проводили данную часть исследования и принимали участие в формулировании этих выводов.

В синтезирующем разделе исследовательской части заключения дается совместная оценка результатов исследований, проведенных экспертами различных специальностей, применительно к каждому из поставленных вопросов, и приводится обоснование выводов об установленных фактах.

Если комплексная экспертиза является дополнительной, эксперты вправе использовать материалы заключения первичной экспертизы, сделав ссылку на соответствующие разделы этого заключения. При производстве повторных медико-криминалистической и медико-автотехнической экспертиз эксперты должны дать обоснование расхождений с результатами первичной экспертизы, если таковые имели место.

15. Выводы излагаются в виде ответов на поставленные перед экспертами вопросы, а также на вопросы, сформулированные экспертами по собственной инициативе. На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу либо указывается на невозможность его решения.

Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части и содержащих исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, допускаются ссылки на эту часть заключения.

16. Выводы подписываются теми экспертами, которые принимали участие в общей оценке результатов исследования и в формулировании выводов.

Приложения к заключению в виде фототаблиц, диаграмм, чертежей и т.п. подписываются экспертами, проводившими данное исследование, и заверяются печатью того учреждения, где они были подготовлены.

Заключение заверяется печатью ведущего учреждения.

17. При производстве комплексной экспертизы должны строго соблюдаться указания процессуального законодательства о пределах компетенции экспертов. Каждый эксперт вправе проводить исследование в соответствии со своими специальными познаниями и принимать участие в формулировании выводов по вопросам, в которых он компетентен.

18. В случае разногласий между экспертами при формулировании общих выводов эксперты, не согласные с общим мнением, дают отдельное заключение. В случае разногласий между экспертами при формулировании промежуточных выводов эксперты дают свои выводы отдельно, но в том же заключении.

19. Если в ходе проведенных исследований не было получено достаточных данных для формулирования экспертами различных экспертных учреждений совместных выводов либо это оказалось невозможным по другим причинам, эксперты каждого учреждения дают отдельные заключения с полным или частичным решением поставленных вопросов. В этом случае руководитель ведущего учреждения уведомляет лицо или орган, назначивший экспертизу, о том, что экспертиза утратила комплексный характер, указывая причины, не позволяющие сформулировать общий вывод.

20. Заключение экспертов, проводивших комплексное исследование, изготавливается в количестве экземпляров, достаточном для направления лицу или органу, назначившему экспертизу, и в архивы лабораторий (отделов) каждого учреждения, сотрудники которых принимали участие в производстве экспертизы.

Оформление заключения и приложений к нему производит ведущее учреждение. Приложения к заключению, выполненные без участия экспертов ведущего учреждения, оформляются тем учреждением, экспертами которого они подготовлены.

21. Контроль за качеством заключения, его соответствием научно-методическим требованиям, нормам процессуального законодательства и настоящей Инструкции осуществляют руководители учреждений (структурных подразделений), сотрудники которых принимали участие в производстве экспертизы.

Примечание. Специалисты экспертных учреждений Министерства юстиции СССР и Министерства здравоохранения СССР, выполняющие комплексные экспертизы со специалистами других ведомств, руководствуются требованиями настоящей Инструкции.